Новый законопроект о такси: что изменится с 1 января

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый законопроект о такси: что изменится с 1 января». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.

Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок

«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.

Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.

«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор. Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.

Штраф за использование автомобиля с шашками

Статья 12.5 КоАП:

41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2023 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:

  • За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
  • За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.

То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.

Штраф за неразмещение обязательной информации

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:

117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Статья 11.141 КоАП:

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.

Теперь же закон вводит понятие реестра такси и определяет рамки ответственности агрегатора за перевозки. Предусмотрена и возможность для самозанятых официально работать в этой отрасли. При этом в законопроекте предложены определенные ограничения по допуску к управлению легковым такси. Например, большую роль играет то, насколько законопослушен и дисциплинирован конкретный человек. Как уточняется на сайте Госдумы, согласно законопроекту водитель не сможет быть таксистом «до истечения одного года со дня окончания срока лишения его права управления автомобилем». Запретом на работу в такси станет и факт, что у человека больше трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД. Закон предъявляет требования и к внешнему виду машин в службе такси: в частности, «шашечки» на кузове машины обязательны. Кроме того, агрегаторы обязаны вести журнал заказов и предоставлять по требованию ФСБ автоматизированный удаленный доступ к базам данных получения, обработки и передачи заказов.

«Очень важно и то, что в поправках мы предусмотрели условия для комфортной работы водителей, – отметил Виктор Дерябкин. – Ни для кого не секрет, что таксисты зачастую перерабатывают и могут попросту уснуть за рулем, а пострадают в случае инцидентов на дороге не только они, но и пассажиры. Отныне такси должны быть оснащены устройствами контроля за вниманием и усталостью водителей, а медосмотр перед выходом на линию будет обязательным. Фактически это элементарные требования, которые предъявляются к водителям автобусов и троллейбусов. Ведь легковые перевозки мало чем отличаются от перевозок общественным транспортом».

Кроме того, новый закон дает право органам власти субъектов РФ применять меры поддержки перевозчиков, например, если в службе такси используют машины, работающие на газомоторном топливе или электромобили либо, допустим, предоставляют льготы пассажирам-инвалидам. Как итог, регионы могут выстроить оптимальную для себя схему работы такси.

Читайте также:  Особенности заключения гражданско-правового договора в 2022 году

В думском комитете по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры регионам предложили высказать свою позицию по этому законопроекту до конца июля.

«Прежде всего, закон нацелен на то, чтобы добиться качественного обслуживания пассажиров, сделать перевозки безопасными, а также закрепить ответственность всех, кто вовлечен в этот процесс, – резюмировал Виктор Дерябкин. – Мы надеемся получить предложения и замечания от всех регионов. Я думаю, до конца осенней сессии законопроект будет принят в трех чтениях».

Как работает лицензия на такси для водителей?

Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.

Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:

  • доверие со стороны клиентов;
  • возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
  • защита от контролирующих органов.

В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:

  • знание водителем русского языка;
  • гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
  • безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
  • прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
  • возврат вещей, забытых в машине после поездки.

Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.

Сколько человек можно перевозить в такси

Подробнее о деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси см. Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ.

IV. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси

102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

103. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

107. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

108. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.

109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

110. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

111. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

112. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

113. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

115. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

Читайте также:  Все о патенте для ИП в 2023 году: условия, стоимость и льготы

116. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

118. В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.

119. Легковое такси, следующее к месту постоянной стоянки, оборудуется табличкой с надписью «В парк», которая размещается в верхней части лобового стекла. Высота указанной таблички не должна превышать 140 мм.

120. Для проведения проверки выполнения требований по оформлению и оборудованию легковых такси, предусмотренных пунктами 110, 117 и 118 настоящих Правил, фрахтовщик обязан допускать в легковое такси должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление такой проверки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2013 N 1073)

(см. текст в предыдущей редакции)

121. Стоянка легковых такси оборудуется информационной табличкой, содержащей следующую информацию:

а) надпись «Стоянка такси»;

б) режим работы стоянки такси;

в) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Аргументы сторонников законопроекта

Продвигают изменения главным образом Министерство транспорта РФ и ГИБДД. Представители ведомств уверены: пассажиры должны садиться в автомобиль такси, уверенные в собственной безопасности. Сейчас это не так.

Во время конференции директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Дмитрий Полунин заявил о росте числа ДТП с участием такси. По его данным, в 2021 году количество таких аварий выросло на 3,6 %. В 17 регионах России увеличилась смертность, 60 % аварий произошли из-за нарушений таксистами ПДД.

Свердловская область не исключение. По словам старшего инспектора технического надзора отдела ГИБДД региона Виталия Огарова, за четыре месяца текущего года произошло 38 ДТП с такси. Погибли три человека, еще 56 пострадали. С 11 по 13 мая инспекторы ГИБДД выявили более 500 случаев нарушения ПДД водителями такси. Более 100 автомобилей при проверке оказались неисправными. Также сотрудники ГИБДД обнаружили водителя, который ездил по поддельным правам.

Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам

Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.

Потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт гражданина (или уставные документы организации);
  • свидетельство о регистрации машины;
  • копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.

В заявлении должны быть следующие данные:

  • Ф.И.О. ИП или наименование организации;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • контактные данные (телефон, электронная почта).

Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.

Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.

Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.

Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.

Общие положения закона

Федеральный закон №69 был создан с целью внесения изменений в отдельные законодательные акты. Он вступил в силу 21 апреля 2011 года. Конкретного же Федерального закона «О такси» нет.

Федеральный закон о такси № 69 в окончательном варианте гласит о том, что для получения лицензии маршрутному транспортному средству потребуется 4 документа. Следовательно, порядок получения лицензии был упрощен. Одно разрешение предоставляется на одно транспортное средство.

Чтобы получить лицензию, потребуются следующие 4 документа:

  • Заявление, которое составляется согласно шаблону;
  • Копия паспорта таксиста-гражданина Российской Федерации;
  • Копия бумаги о постановке ТС в налоговых органах на учет;
  • Копия свидетельства о госрегистрации транспортного средства.

Сотрудники ГИБДД разъясняют какая ответственность грозит за нарушения правил перевозки пассажиров.

Пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него.

Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него: пассажиры всегда обязаны пристегиваться ремнем безопасности при их наличии в конструкции автомобиля п. 5.1 ПДД РФ; за непристегнутых пассажиров отвечает и водитель и сам пассажир; садиться в машину и выходить из нее можно только со стороны тротуара, если это не возможно, то садиться и выходись со стороны дороги; запрещается выходить из не полностью остановившегося транспортного средства, открывать двери и мешать водителю, водителю также запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери п.22.7 ПДД РФ.

Наказание за нарушения правил перевозки пассажиров наступает по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ, штраф предусмотрен в размере 500 рублей.

Читайте также:  Как получить выплату за третьего ребенка в Саратове в 2022

Нарушение пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения – ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Если пассажир не пристегнут, то водителю выписывается 2 штрафа по ч.1 т. 12.29 КоАП РФ и по ст. 12.6 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров не пристегнутых ремнем безопасности, влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей.

Если один из непристегнутых пассажиров – ребенок младше 12 лет, в этом случае водителю будет выписано 2 штрафа по ст. 12.6 КоАП РФ – 500рублей, по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ за перевозку детей в нарушение ПДД штраф 3000 рублей.

Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, наступает по статье 11.14.2. КоАП РФ:

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Источник

Подорожать или умереть

Между тем, на московском рынке такси наметились изменения, которые дают надежду на наведение некоторого порядка. Главное из них — новая система цифрового контроля за работой водителей КИС «АРТ», запушенная Дептрансом. Она должна следить за длительностью рабочего дня таксиста, за прохождением медосмотра и техосмотра. В системе, помимо таксистов и контролеров из мэрии, зарегистрированы врачи и механики.

Система была запущена еще в августе прошлого года и заметно напугала таксистов. Летом прошлого года они просили мэрию повременить с новацией, потому что при текущих тарифах за 8 разрешенных часов работы они уйдут в минус. Но новация оказалась не так уж страшна, потому что толком не работает.

«КИС «АРТ» хорошая вещь, но в ней до сих пор не налажен интеграция между врачами, специалистами по ТО и другими участниками, они просто не могут обмениваться данными, — объясняет г-н Попков. — Система оказалась сырой и полноценно заработает, по обещаниям Дептранса, не раньше лета этого года».

Появились и другие поводы для надежд. «В этом году истек мораторий на выездные проверки бизнеса, — напоминает Павел Федоров. — Есть поправки в законодательстве, запрещающие мигрантам из некоторых стран бывшего Союза работать в такси. Водителей на рынке не хватает, из-за этого, в частности, тарифы на такси в часы пик заметно выросли. Но заработает ли все это, и заработает ли на самом деле КИС «АРТ», мы сможем узнать в конечном счете по одному ключевому признаку — это рост тарифов на такси и зарплат таксистов».

Допустимое количество пассажиров в разных видах транспорта

Перевозка пассажиров осуществляется в строгом соответствии с правилами, которые не допускают перегруз.

Как определить количество допустимых пассажиров на том или ином виде транспорта?

При определении данного параметра следует учитывать:

  • количество посадочных мест, имеющихся в салоне;
  • технические характеристики транспортного средства.

Количеством мест для посадки определяется вместимость:

  • легкового автомобиля;
  • междугороднего или международного автобуса;
  • железнодорожного состава;
  • водного судна;
  • воздушного судна.

Легковые автомобили, как правило, являются пятиместными (включая место водителя), но можно приобрести и модели с двумя (например, Suzuki Twin) , тремя (например, Geely GE), шестью (например, HONDA FRV), семью (например, Lada Largus Cros) и более оборудованными местами для пассажиров. Каждое пассажирское сиденье должно быть оснащено ремнями безопасности.

Какие документы должны быть в наличии у водителя

Водитель легкового такси, работающего по предварительному заказу при выходе на линию должен иметь при себе:

  • документы на автомобиль (свидетельство о регистрации, диагностическая карта технического осмотра);
  • водительское удостоверение;
  • полис автогражданки, предусматривающий возможность использования авто в качестве такси;
  • оригинал лицензии. Чтобы получить лицензию требуется обратиться в региональное отделение службы по надзору за транспортом, предоставить все необходимые документы и оплатить пошлину. Документ могут получить исключительно индивидуальные предприниматели или юридические лица;
  • путевой лист с отметками о прохождении технического и медицинского осмотра перед выходом на линию;
  • квитанции, выдаваемые пассажиру в качестве подтверждения оплаты.

Правила перевозки пассажиров в маршрутном такси предусматривают наличие у водителя, кроме указанного выше списка, дополнительного документа — маршрутной карты.

В документе указывается:

  • время отправления от начального пункта;
  • время прибытия в промежуточные и конечный пункт;
  • подробное описание маршрута с указанием опасных участков дороги, способов объезда временно закрытых дорог и так далее.

Начало маршрутного бизнеса — дело затратное. Для старта потребуются крупные вложения, величина которых, конечно же, будет зависеть от размаха начинания. То есть от первоначального количества планируемых к выходу на маршрут машин. Но все же структура затрат будет примерно одинакова.

Итак, по убыванию:

  • Покупка маршруток. Это будет самая большая трата, даже если вы остановитесь на эконом варианте с «Газелями». Существенно сократить ее можно только арендой авто.
  • Зарплата для сотрудников. И если водители получают проценты от поездок, то обслуживающему персоналу (диспетчерской службе, бухгалтерии, механикам) надо платить даже в неудачные дни.
  • Оплата страховки.
  • Затраты на техобслуживание и ремонт.
  • Оплата аренды гаража (стоянки) и офиса.

Ну и стоимость топлива, которую можно сократить переходом на газ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *